Камера - Геннадий Ефимов, монтаж - Евгений Криницкий
История появления:
Был переоборудован на Николаевской верфи из типового малого военного транспорта (kriegentransport) спецпостройки КТ-40 (834 брт). Поэтому иногда он указывается как КТ-40. Длина — 70м, ширина — 10м. Служил в составе UG44 (куда входили однотипный UJ-103, также переоборудованный из такого же транспорта и три катера типа KFK:UJ-307, UJ-2305 и UJ-2308).
UJ — означает U-Boot-Jaeger — охотник за подлодками. Номером 102 указывается не модель корабля, а его штатное назначение. Входил в состав 1-ой флотилии охотников. Первые одна или две цифры обозначали номер флотилии,последние 2 цифры — порядковый номер охотника.
КТ-40
23 ноября 1943г у мыса Тарханкут совместными усилиями UJ-102 и UJ-103 была потоплена советская подводная лодка Д-4, незадолго до этого потопившая немецкий транспорт «Santa Fe».
фото И.Резник
Разлом в корпусе.
Погиб охотник 15 декабря 1943г неподалеку от Евпатории. Точные обстоятельства его гибели неизвестны, т.к. он погиб со всем экипажем в 53 человека. Нонаиболее распространенной версией была именно ошибочная атака на корпус затонувшего транспорта «Santa Fe» — охотник засек корпус гидролокатором, принял его за подводную лодку и произвел сброс глубинных бомб, в результате чего на затонувшем «Santa Fe» сдетонировал боезапас. Такой вот зигзаг истории: Д-4 потопила «Santa Fe», охотник потопил Д-4 и подорвался на «Santa Fe». Но все равно,«два-один» в нашу пользу.
UJ-102 стоит на ровном киле, на глубине 20 метров, на расстоянии 250 м от «Santa Fe». В левом борту — аккуратная прямоугольная пробоина величиной практически во всю высоту борта и длиной метров 15..., четко виден разлом корпуса ближе к корме, послуживший причиной затопления судна. Носовой трюм заилен достаточно сильно, ранее использовался под столовую и умывальники, можно посетить.
Пушка фото Сергея Глущенко
Немецкий сапог.
На корме стоит пушка калибра 88 мм, ствол задран вверх. Детали механизма покрыты мидиями, но если их счистить, виден матовый металл отличного качества, практически не поврежденный водой и временем. Части механизма, выполненные из оружейной стали, и находящиеся внутри затворного механизма, до сих пор в смазке и совершенно не подвержены коррозии.
На носовой палубе валяются куски ткани, когда-то давно бывшие кителями, явно попавшие в воду вместе с "охотником" и вытащенные на палубу совсем недавно. На кителях сорваны знаки различия. По палубе разбросаны остатки аккумуляторных батарей в большом количестве. Через небольшие пробоины в носовой части левого трюма видны остатки боезапаса. Практически целый иллюминатор, части от приводного механизма поворотного устройства пушки, куски электропроводки. Безусловно, весьма эффектны оба якоря в носовых клюзах. Корабль очень интересен и даже красив...