Печать

Solo Diver

Advanced Scuba Diver

Цель этого курса – познакомить студентов с выгодами, риском и соответствующими
процедурами соло дайвинга. После успешного окончания этого курса, выпускники
могут заниматься соло дайвингом.

Это специфическая, не свойственная для рекреационного дайвинга специальность, позволяющая переступить существующие традиционные лимиты. Именно поэтому для данной специальности требуется боле высокий уровень подготовки и значительный дайверский опыт. Знания и навыки, полученные на данном курсе, послужат хорошей базой для продолжения совершенствования в области технических погружений по программам TDI. В рамках курса рассматриваются вопросы преимуществ и недостатков системы партнерства и соло дайвинга, а также особенности конфигурации оборудования, обеспечивающего дополнительную безопасность. Особое внимание уделяется необходимости тщательного планирования погружений, важности наличия хороших навигационных навыков и навыков управления экстренной ситуацией.
В ходе выполнения погружений в открытой воде отрабатывается техники правильного планирования и выполнения соло погружений, процедуры на остановке безопасности, а также упражнения на случай экстренной ситуации.


При успешном прохождении курса и сертификации Вы получаете возможность выполнять одиночные погружения в условиях, в которых есть опыт выполнения обычных погружений. Применение данного сертификата возможно на основании договоренности и в соответствии с правилами Дайв-центра обеспечивающего выполнение погружений, а также при соблюдении местного законодательства.

Требования к студентам:
• минимальный возраст 21 год
• как минимум сертификат advanced diver SDI или эквивалентный
• иметь как минимум 100 зарегистрированных погружений


Необходимое оборудование:

Два независимых баллона с воздухом, каждый со своим регулятором.Варианты:
- изолированная «спарка» (два одинаковых, спаренных баллона).
- «спарка», объединенная манифолдом с изолирующим вентилем.
- обычный баллон и "стэйдж"(этапный баллон) или пони-баллон, емкостью не менее 3 литров.

Компенсатор плавучести.
Буй и катушка (шпуля) с длиной шнура не менее 25 м.
Маска, запасная маска и трубка.
Подводный компьютер.
Подводный компас.
Ласты.
Гидрокостюм.
Режущий инструмент.
Два фонаря: основной и запасной
Слэйт или блокнот для записей.

Структура и продолжительность курса.

Теоретические занятия состоят из 2 лекций и экзамена. На лекциях рассматриваются основные аспекты одиночных погружений, которые отличают их от обычных погружений, совершаемых в рамках действия системы партнерства. Теория включает в себя следующие основные блоки:
Снаряжение для соло-дайвинга.
Планирование одиночных погружений.
Психологические особенности одиночных погружений.
Особенности поведения в аварийных ситуациях.
Юридические аспекты соло-дайвинга.
Иная специфика одиночных погружений.
Практическая применимость навыков соло-дайвинга.

Практическая часть курса выполняется в открытой воде и состоит из комплекса упражнений, которые необходимо выполнить во время как минимум 4 погружений. Упражнения включают в себя навыки погружений со спаркой, навыки погружений со стэйджем (пони-баллоном), навыки переключения с одного регулятора на другой, с основной системы регулировки плавучести на резервную систему, навыки подводного ориентирования, навыки выбрасывания буя из-под воды, навыки действий в различных аварийных ситуациях.

Статья Боба Халстеда (Bob Halstead), для размышления. Без комментариев.

Напарники не являются необходимостью для совершения безопасных спусков. Наоборот, партнеры часто напрямую повышают риск погружения посредством непредсказуемых, ненадежных действий, или опосредованно через необоснованную веру в то, что безопасность повышается только за счет простого увеличения числа, не зависимо от уровня подготовки и душевного состояния напарника. В большинстве случаев компетентный соло-дайвер находился бы в большей безопасности, чем «средненькие» напарники. Интересно, что большинство учебников не приводит определения системы партнерства. Я подразумеваю под этим ситуацию, возникающую, когда два дайвера с похожими интересами и одинаковым уровнем подготовки имеют возможность провести погружение вместе, постоянно наблюдая друг за другом на протяжении входа, погружения и выхода из воды, и сохраняющие такую дистанцию, на которой при необходимости могут оказать друг другу немедленную помощь. Очевидно, что такое определение описывает идеальную ситуацию и для большинства дайверов при подлинной проверке оказывается очень далеким от реальности. Правда заключается в том, что в большинстве погружений система партнерства не работает.

Будучи профессиональным спорт-дайвером 13 лет и 20 лет активным инструктором, я совершил более 5000 погружений и лично руководил порядка 90 000 погружений без единого несчастного случая. За это время я видел напарников, которые были несовместимы по интересам и возможностям; партнеры проводили все погружение в поисках друг друга; напарники полностью положились друг на друга; напарники, говорившие на корабле о партнерстве, но забывавшие о партнерах в воде; напарники, не общающиеся под водой; напарники, начинавшие драку посреди погружения; и напарники, которые не могли распознать признаки затруднительного положения партнера и не пытались оказать помощь. Последняя приведенная ситуация подводит нас к важному моменту. Система партнерства подразумевает, что дайверы смогут распознать проблему у своего напарника и попытаться что-то сделать. Большинству дайверов никогда не устраивают проверку, но опыт показывает, что если бы ее устроили, многие не смогли бы ничего сделать. Анализ несчастных случаев со смертельным исходом в Новой Зеландии и Австралии за последние 10 лет показал, что 45% из них связаны с партнерами, которые разделились в момент возникновения фатальной проблемы или немного позже. Другие 14% оставались с напарниками, но те все равно погибли. Просто быть вместе – не достаточно.

Из подобных наблюдений я заключил, что система партнерства по большей части является мифом. Она бессмысленна, неприменима, непонятна и неестественна. Редко, очень редко я наблюдаю пару, чье погружение выглядит идеально. С моей точки зрения, сегодняшний дайвинг в подавляющем большинстве представлен соло-дайвингом, даже если дайверы и говорят, что они партнеры. К сожалению, многие дайверы не имеют необходимой подготовки для соло погружений, поскольку это табу. Как мы дошли до этого? Мне рассказывали, что правило «никогда не погружаться одному» произошло от правила «никогда не плавать одному» в бассейнах YMCA на заре становления обучающих ассоциаций в конце 50-х. Почему это правило осталось в дайвинге? Несомненно, потому, что люди боятся оставаться в одиночку вне своей естественной дыхательной среды на милость монстрам глубины. Страх является мотивацией для системы партнерства, дайверы не хотят быть «съеденными». В этом страхе нет ничего странного, но странность заключается в ответе на этот страх в виде поиска напарника. Помните старую шутку о том, что система партнерства понижает шансы быть съеденным до 50%. К сожалению, дайверы, пересказывающие эту шутку, зачастую серьезны. Вместо того, чтобы разобраться в истинном поведении морских животных или разработать более надежную конфигурацию снаряжения с запасной системой дыхания, дайверская общественность предпочла комфорт обладания напарником. Многие дайверы выбирают партнера просто по тому, что они боятся оставаться в одиночестве, а не из-за существующей возможности того, что напарник поможет им в критической ситуации. К сожалению, лишь немногие люди, защищающие систему партнерства, задумываются над тем, действительно ли она делает погружения более безопасными. С момента внедрения системы партнерства более 30 лет назад появилось много людей, сделавших карьеру в спортивном дайвинге; теперь эти люди должны посмотреть на свой опыт и решить, действительно ли система партнерства работала, или же ее следует изменить или даже упразднить.

Анализ риска погружений.

Все типы погружений заключают в себе риск. Как только вы подходите близко к заполненному водолазному баллону, то уже подвергаете себя риску, и каждый шаг, который вы делаете, одеваясь и направляясь к воде, повышает этот риск. На самом деле, существует шкала возрастающего риска с повышением сложности погружений. Вообще риск каждого конкретного спуска является функцией его технических требований и условий окружающей среды, что никак не связано с дайвером. В теории нам бы следовало оценивать каждое погружение по его фактору риска, однако на практике это сложно. Хотя многие пещерные спуски были оценены именно таким образом, погружения в открытой воде это другой вопрос. Постоянно изменяющееся состояние океана может сделать безопасный спуск с низким риском сегодня погружением с высоким риском завтра. Тем не менее, четкая оценка факторов риска для любого погружения должна проводиться перед тем, как его совершать, и именно поэтому опыт так ценен, а оценка рисков является критической задачей дайв-мастеров и инструкторов. Непосредственная опасность, которую заключает в себе каждый индивидуальный спуск, зависит от трех факторов: во-первых, погружение само по себе является фактором риска; во-вторых, сам дайвер с его навыками, призванными преодолеть риск; и, в-третьих, напарник – серая лошадка – который может сделать погружение менее или более опасным. Например, спуски не глубже 9 метров в спокойной теплой воде без морских обитателей квалифицируются как погружения с низким риском, тем не менее, они могут быть очень опасным, если дайвер не понимает последствий задержки дыхания на всплытии. Таким же образом, погружение на 60 метров в темной холодной воде с сильным течением, несомненно, заключает в себе высокий уровень риска, но может быть совершено безопасно, если дайвер обладает необходимыми навыками и снаряжением. Профессиональные дайверы постоянно совершают спуски подобного рода. Конечно, оценка опасностей погружения представляет собой вещь более вероятностную, чем абсолютную. Спуск является опасным, если получение травмы очень вероятно, а при безопасном погружении получение травмы маловероятно, но не исключено. Смысл в том, что погружение с высоким риском - глубокое, долгое, холодное, тяжелое, включающее проникновение в затонувший корабль или пещеру, течения и опасных морских обитателей или сложности с входом и выходом из воды – не должно быть опасным, если дайвер может определить риски и преодолеть их с надлежащей дисциплиной, обучением и подготовкой. Также мы должны осознавать, что такого понятия, как полностью безопасное погружение, не существует, так как никому не известны все физиологические риски, связанные со спусками, а, кроме того, многие морские феномены, как и напарники, непредсказуемы. Осторожный дайвер – это человек, который способен корректно оценить факторы риска, и обладает трезвым пониманием того, что его навыки и способности достаточны для преодоления этих рисков. Ключевой вопрос в спорах за и против соло-погружений состоит в том, как напарник влияет на безопасность погружения? Добавляет ли он, или наоборот снижает риск погружения? Очевидно, что это зависит от напарника. Во многих случаях более безопасно было бы нырять одному. Например, многие инструкторы согласятся с тем, что им спокойнее оставаться одним, чем со студентами на учебном погружении. Последний вопрос заключается в определении того, на сколько пребывание в одиночку само по себе влияет на риск погружения? Другими словами, играет ли напарник необходимую роль в погружении? Возможно ли совершить погружение без партнера и выжить? Очевидно, что пока во время спуска мы не можем выжить более нескольких минут без работающего регулятора и баллона с воздухом, то определенно мы можем выжить без напарника. Тогда какую же роль он играет на самом деле? Теоретически, напарник действует как некоторый фактор безопасности, который не необходим, но имеет цель предотвратить проблемы у своего партнера посредством их распознания и остановки развития, или осуществить спасение. Таким образом, нахождение в одиночестве не влияет на естественные факторы риска, но лишает дайвера возможного фактора безопасности. Однако также справедливо, что как идеальный напарник может выступить в роли фактора безопасности, так и менее идеальный партнер может превратиться в дополнительный фактор риска.

Опасные напарники

Давайте рассмотрим некоторые варианты развития событий, когда система партнерства делает дайвинг более опасным:

1. Зависимый дайвер. Это дайвер, который полагается на напарника в отношении жизненно важной информации в ходе погружения. Такие дайверы встречаются очень часто. Зависимый дайвер позволяет напарнику осуществлять навигацию, следить за глубиной или определять условия остановки безопасности, или даже собирать свое снаряжение. Как только он отделяется от партнера, то не может справиться с ситуацией, особенно если боится оставаться в одиночку. Зависимый дайвер является прямым результатом системы партнерства, без которой его бы не существовало.

2. Дайвер с синдромом психологической поддержки. Два неопытных дайвера оплатили поездку, но по прибытии на место спуска условия оказались хуже, чем те, в которых они до этого погружались. Поддерживая друг друга на словах, они начинают погружения со слишком высоким риском для уровня их навыков. Теперь они должны справляться не только с погружением, но и друг с другом. Соло-дайвер может прекратить или не совершать погружение, не изменяя своим решением чьи-либо планы.

3. Недовольный дайвер. Дайвер, по-настоящему сильно желающий нырять после трудной недели в офисе, назначается в напарники кому-то, кто проводит половину погружения на спусковом конце, показывая на свои уши и перемещаясь то вверх, то вниз. Все оставшееся погружение такой дайвер будет охвачен чувством разочарования и досады и обречен на несчастный случай, если возникнет проблема. Соло-дайвер в любых затруднениях во время погружения обвиняет только себя самого.

4. Необученный дайвер. Как было упомянуто выше, в действительности дайверы часто погружаются в одиночестве, даже если у них и есть напарник, но, тем не менее, очень не многие для этого подготовлены. Часами в бассейне они практикуют навыки дыхания с партнером из одного регулятора или октопуса, которые очень скоро забываются, и не выделяют достаточно времени на персональные приемы выживания, такие как контроль за грузовым поясом и плавучестью, всплытие в одиночку, самостоятельное спасение и фридайвинг. Я полагаю, что более подходящее правило для безопасного дайвинга звучит «никогда не погружайся глубже, чем две глубины своего максимального погружения на задержке дыхания», нежели просто «никогда не ныряй в одиночку». У соло-дайвера есть все стимулы для совершенствования своих навыков.

5. Ошибочно уверенный в себе дайвер. Как ни странно, некоторые дайверы верят в то, что они смогут взаимодействовать со своими напарниками в критической ситуации, и что их партнеры смогут им помочь. Подводное общение посредством жалкого набора сигналов руками – это плохая шутка, а дайверы, которые с большей вероятностью смогут распознать проблему и что-то предпринять, являются опытными водолазами – теми, с кем проблемы возникают с меньшей вероятностью. Я дважды спасал жизни дайверов под водой и в обоих случаях это были чьи-то напарники. Их партнеры не смогли распознать возникшие проблемы и что-либо сделать.

6. Честолюбивый дайвер. Этот парень летал на дельтаплане, прыгал с парашютом, занимался скалолазанием, спускался на байдарках по порогам и крутил фигуры высшего пилотажа на самолете. Он принимается за дайвинг, что естественно, и считает его самой замечательной вещью из тех, чем он когда-либо занимался. Затем он обнаруживает, что заниматься этим в одиночку нельзя, и разрабатывает технику поведения с партнером, избавляясь от него как можно скорее после начала погружения и наслаждаясь плаванием в одиночку. У соло-дайвера нет напарника, от которого нужно избавляться.

Не смотря на все недостатки системы партнерства, которая практикуется на сегодняшний день, я считаю, что напарникам есть место в дайвинге. Более того, они необходимы. Но место партнера не с вами в воде, а на лодке или на берегу, откуда он наблюдает за вашим погружением. Большинство несчастных случаев в дайвинге происходит на поверхности, которая, несомненно, является самым опасным местом. Однако напарники, которые и не собирались погружаться в одиночку, совершенно не думают про оставленную пустую лодку, стоящую на якоре.

Напарник для удовольствия, а не для безопасности.

Некоторые из самых замечательных моментов в моей жизни случились, когда я находился в полном одиночестве в океане, окруженный его обитателями – только я и природа. Я ценю эти минуты и собираюсь пережить еще много подобных. Я очень осторожный дайвер, ныряю практически каждый день и регулярно проверяю себя на погружениях с задержкой дыхания на глубину 18-21 м. И я погружаюсь в одиночку, когда команда на моей лодке постоянно следит за поверхностью. Однако иногда я могу разделить удивительные моменты в океане с некоторыми людьми, что тоже может быть замечательно. Но эти люди просто другие самостоятельные дайверы. В целях безопасности все дайверы должны быть полностью независимыми и концентрировать свою энергию на том, чтобы не попасть в беду. Погружайтесь с другими самостоятельными дайверами для удовольствия. Для тренировки ныряйте с инструктором до тех пор, пока вы не готовы стать автономными в тех условиях, где вы собирайтесь погружаться. Система партнерства не обязательна для безопасного погружения, поскольку существуют другие пути обеспечения тех же факторов безопасности, как например запасная дыхательная система со своими приборами, совершенствование навыков, и погружения только в пределах персонального комфорта. Но если вы собираетесь нырять с напарником, то жизненно необходимо быть увереным в том, что во время погружения он будет фактором безопасности, а не дополнительным фактором риска. Какой-нибудь напарник не безопаснее, чем отсутствующий партнер.

Я считаю, что все дайверы должны подготавливаться как самодостаточные соло-дайверы. Они должны учиться принимать на себя личную ответственность за свои действия в воде. Если они не могут этого делать, тогда им все еще следует находиться под присмотром инструктора. Как только они станут квалифицированными дайверами, если у них возникнет желание разделить погружение с другим самостоятельным дайвером, которому они доверяют, то это будет замечательно. Но существующее лицемерие, провозглашающее соло-дайвинг небезопасным и таким образом оказывающее медвежью услугу системе партнерства, которая так очевидно слаба, тормозит развитие дайвинга и без нужды повышает его опасность.

Боб Халстед (Bob Halstead), глава Telita Cruises, Папуа, Новая Гвинея. Перевод с изменениями: lineus

Wreck Wolga-Don (Волга-Дон)-удаление 17км

Wreck Wolga-Don (Волга-Дон)-удаление 17км

      Транспорт Wolgo Don затонул в районе г. Евпатории....

Wreck VARNA (ВАРНА) - удаление 20км

Wreck VARNA (ВАРНА) - удаление 20км

Болгарский транспорт. Спущен на воду в 1937г. Водоизмещение 2143 т. 20 августа 1943 г....

Wreck Цесаревич Алексей Николаевич - удаление 42км

Wreck Цесаревич Алексей Николаевич - удаление 42км

Рэк "Цесаревич Алексей Николаевич" Принадлежность России. Транспорт №78. Спущен на воду в...

Wreck UJ-102 (KT 40) - удаление 39км

Wreck UJ-102 (KT 40) - удаление 39км

Видео Антона Краснова. Клуб "Dive Clan". Однотипный малый военный транспорт...

Wreck Santa-Fe - удаление 39км

Wreck Santa-Fe - удаление 39км

Германский транспорт. Спущен на воду в 1921 г. 3.10.1939 г. при переходе Южная Америка —...

Музей

Музей "Аллея вождей" - удаление 34км

В Крыму, у живописных берегов полуострова Тарханкут, на прибрежной скале к юго-востоку от...

Бутылочка или Монастырь - удаление 36км

Бутылочка или Монастырь - удаление 36км

    Дайвсайт находится на мысе Тарханкут. Рядом со скалой Черепаха...

Быстроходная Десантная Баржа - удаление 16км

Быстроходная Десантная Баржа - удаление 16км

Cостоявшая на вооружении немецких ВМС (кригсмарине) и некоторых союзных им флотов в 1941—1945...

Intro Dive

Intro Dive - пробное погружение, озеро Донузлав.

  • Wreck Wolga-Don (Волга-Дон)-удаление 17км

    Wreck Wolga-Don (Волга-Дон)-удаление 17км

    24.02.2012 20:22
  • Wreck VARNA (ВАРНА) - удаление 20км

    Wreck VARNA (ВАРНА) - удаление 20км

    27.02.2012 10:18
  • Wreck Цесаревич Алексей Николаевич - удаление 42км

    Wreck Цесаревич Алексей Николаевич - удаление 42км

    27.02.2012 10:54
  • Wreck UJ-102 (KT 40) - удаление 39км

    Wreck UJ-102 (KT 40) - удаление 39км

    27.02.2012 10:56
  • Wreck Santa-Fe - удаление 39км

    Wreck Santa-Fe - удаление 39км

    27.02.2012 11:42
  • Музей

    Музей "Аллея вождей" - удаление 34км

    08.03.2012 22:18
  • Бутылочка или Монастырь - удаление 36км

    Бутылочка или Монастырь - удаление 36км

    11.03.2012 11:58
  • Затерянный город или Сыр - удаление 15км

    Затерянный город или Сыр - удаление 15км

    29.08.2012 12:46
  • Быстроходная Десантная Баржа - удаление 16км

    Быстроходная Десантная Баржа - удаление 16км

    13.06.2013 09:56
  • Intro Dive

    02.08.2013 11:55