До недавнего времени существовало две даты гибели транспорта "Цесаревич Алексей", Первая — 1904 год, вторая — 1914 год. Первая дата практически сразу была поставлена под сомнение, так как шанс, что в 1904 году судно с названием "Цесаревич Алексей" могло утонуть в Черном море черезвычайно мал.
|

фото Петра Павленко
|

Фото Дмитрия Виноградова
|
12 августа 1904 года на свет появился младший сын Николая II, которого нарекли Алексеем. Скорее всего, 1904 год это год постройки интересующего нас парохода. Опять же логично предположить, что с верфи судно сошло уже после этой даты.
|
Так же путаница могла возникнуть по следующей причине. 28 июля 1904 года в большом сражении с японской эскадрой близ Шептуга, был сильно поврежден русский флагман, Эскадренный Броненосец "Цесаревич", который никакого отношения к нашему рэку не имеет.
|
Верхняя палуба. фото Александра Мариничева |

фото Петра Павленко
|
Итак, останавливаемся на гибели именно в 1914 году. Из разрозненных источников получена информация, что последним грузом транспорта была мука и вино. В частности, подобное утверждение мы нашлив книге "Scuba-diving" ( Харьков, 2001, стр. 309 ).
|
До недавнего времени не был известен ни порт приписки парохода, ни финальная точка маршрута, ни собственно само название рэка, что осложняло поиск дополнительной информации. Вероятно судно шло из Одессы в Евпаторию или наоборот, иначе как объяснить настолько близкое положение катастрофы к мысу Тарханкут? Также неведома причина гибели судна.
|

фото Петра Павленко
|

фото Александра Мариничева
|
Что касается того, как судно было обнаружено, также очень много неясного. По неподтвержденным слухам, нашли "Цесаревича" гидрографы из Севастополя.
Wreck лежит на илистом грунте с креном 45 градусов на правый борт. Глубина по грунту 50 м. Глубина до верхней точки палубы 41 м. Отдельные участки рэка сильно затянут рыболовецкими тралами.
|
Корабль очень красивый. По сути этот wreck стал легендой. Многие дайверы попав на Черное море стремятся побывать на этом рэке. А тот кто хотя бы раз увидел "Цесаревича" возвращается к нему вновь и вновь. Рэк манит технарей своей загадочностью и величием. Проникновения во wreck весьма сложные и опасные. Высокая заиленность и почтенный возраст, делают помещения рэка с каждым годом все мение доступными.
|
фото Александра Мариничева |
 |
Но в 2009г. таинственный занавес "Цесаревича" приоткрылся. Одесские дайверы подняли с рэка документы. Найденные документы позволяют с 100%-й уверенностью утверждать, что это именно то, что долгие годы все только предполагали т.е. что на грунте лежит "Цесаревич Алексей Николаевич". |